Wednesday, April 7, 2010

[ AI ] Первая попытка осознания

Искусственный Интеллект кажется таким фантастическим и нереальным. Мы, зачастую, произнося это словосочетание, сразу же рисуем себе образы, что же это такое... o_O
Оооо! Оно саморазвивается!!! Непойми что творится у него в... вообщем в :)
Так вот постараюсь выразить то, до чего я дошел в своих умозаключениях.
Сразу говорю, я статьи не читаю и вообще мой доступ к инфе такого рода узок(поэтому буду благодарен публикации).
Наверняка открытий я не сделаю xD и скорее всего повторю чьи нибудь уже озвученные идеи, при том основополагающие и элементарные. Но меня это к несчастью мало волнует.


К своему пояснению прилагаю мною нарисованную иллюстрацию мышино-ручной работы и просто шедевр (рис. 1)

Понеслась..
(Возможно, стереотип, но все же начну с этого)
Одна из особенностей ИИ - познавать окружающее, основываясь на личный опыт, накопленные знания и руководствуясь логическими цепочками и выкладками, а так же используя анализ.

Что для этого нужно?

Представим себе жизненную ситуацию(рис. 1):


Крайне внятный пример :D

У нас есть колодец с водой(мир полный объектов). Есть супер герой пэкмэн(ИИ), который запыхался и хочет пить крайне. Так вот чтобы напиться из этого самого колодца и продолжить драпать от адских монстрил ему необходим механизм(инструмент) по вылову этой живительной влаги. Для этого есть ведро на веревочке, привязанной к крутящемуся бревну. В этом и суть!

Перейдем от аналогии к пациенту.
ИИ(пока еще глупенький) попадает в среду, полную объектов. Просто пребывая в их окружении он ничего не уяснит.
Ему необходим инструмент для их познавания. Цель инструмента - выделять объект из общей массы, фокусируя на нем свое внимание, изучать свойства, составлять список методов, которыми возможно воздействовать на объект, результаты воздействия этими методами и прочие характеристики, которые способен узреть на данный момент своего развития. Далее этот же инструмент должен разложить все по полочкам. Т.е. - отнести этот объект к каким либо объектным областям и классифицировать его. Это абстракция, возможно ее можно назвать атмосферой(причину этого термина объясню в последующих сообщениях) или еще как - главное, что это нечто, чему свойственен этот объект. К примеру: Туалету(атмосфера, объектная область) свойственно, что в нем находится унитаз(объект) у которого есть целый ряд свойств и методов. Или же джунглям свойственно, что в них полно обезьян и бананов, которые бесстыдно друг с другом взаимодействуют методами согласно свойствам.

Так вот, как это может выглядеть?
У нашего ИИ есть, пока еще конечно скудная, но все же, коллекция объектных областей. И, исследуя тот или иной объект, ИИ, посредством инструмента, добавляет:
1. объект в общую библиотеку объектов, со всеми его характеристиками, изученными на сей момент
2. ссылку на объект во все атмосферы/объектные области, которые посчитает свойственными объекту.

В чем же роль самого ИИ? Его задача работать с уже сформированной базой знаний и объектов, с этой самой библиотекой, не тратя время и лишние усилия на поиск информации. Его задача так же может быть в постановке приоритетности для инструмента. Т.е. фокусирование и уделение особого внимания тому, что пожелает ИИ.

Тут есть важная особенность и она совершенно естесственна - ИИ сначала нужно будет обучить минимальному количеству знаний. Т.е. задать основополагающие объектные области, быть может составить минимальную библиотеку объектов и прочее.

- КАК? Оно же само должно!!! O.O
- А вот и нет!

Кем бы стал любой человек, не обучи его в детстве родители основам??? Правильно, Жывотныя! Вспомните процесс познавания мира. Вспомните как часто в детстве возникают вопросы, которые сейчас вам будут казатся простейшими и вообще не понятно, как такое можно не видеть/знать/чувствовать. Только после того, как человек обретает свой минимум необходимых знаний, он может далее самостоятельно, основываясь на свой багаж, познавать остальное.

Таким образом у нас получается 4 части:
1. Мир полный объектов.
2. Инструмент для их добычи и классификации
3. Библиотека знаний/объектов
4. ИИ, бессовестно и радостно пользующийся библиотекой.

Теперь взглянем что есть что:
С 1 пунктом все ясно... Тут хоть лапатой черпай - во век не осушишь. Кладезь знаний и истин велика и бездонна(ну вроде как)
Пункт 2 и 3... Да они уже во всю функционируют!!! Для того, чтобы реализовать эти пункты не надо вообще ничего! Достаточно взять гугл!!! Я уверен самой корпорации Гугл вообще ничто не стоит осуществиить эти функции в полном объеме.
Остается дело за пунктом 4. Который будет в свою очередь финальным кирпичиком. Что же это может быть?
А это может быть что угодно! Главная особенность - использовать знания библиотеки и задавать приоритеты последующего поиска объектов и "хода мыслей". Это может быть система анализа чего либо, да и вообще что угодно!

Тут могут опять возникнуть сомнения, дескать этот ИИ не в силах будет в своих познаниях выйти за границы интернета. Т.е. намек на то, что он способен будет лишь осозновать то, что будет доступно в интернете. Но нужно не забывать, что весь запас знаний интернета будет лишь минимальным знанием, необходимым "ребенку", чтобы научится исследовать этот мир самостоятельно. А теперь представим, каков потенциал ребенка, у которого такие огромные познания о мире. Познания, которые есть у человечества, но нет ни у одного человека в конкретике..

Собственно эта модель была мною осознана в процессе размышлений над тем, как просиходит умственное развитие человека от рождения и до зрелости. Именно поэтому данный пример является видимо лишь клоном того, как это происходит у людей. Что в свою очередь сразу же накладывает ограничения и минусы - все та же стереотипность мышления(свойственность атмосферам) и прочие отрицательные качества.
Но быть может в отличие от нас, у ИИ можно будет реализовать и альтернативные способы познания мира? В таком случае у него будет возможность выбора между абсолютно разными принципами логики и логическими цепочками и выкладками.

оужс.. вы таки дочитали.. зачем же себя так мучать? :))

No comments: